Министерство культуры Челябинской области

19 февраля 2020 года в Магнитогорской государственной консерватории состоялась ежегодная научно-творческая студенческая конференция, тематика которой была созвучна состоявшимся в ноябре 2019 года Педагогическим Ассамблеям. Молодые исследователи осветили вопросы, посвященные современному искусству в контексте отечественного культурного пространства, а слушатели получили возможность познакомиться с интересными и информативными докладами. Ценным оказалось и то, что наиболее яркие фрагменты представленных сочинений были проиллюстрированы, что способствовало созданию наиболее полного представления о них.

Студенты 4 курса консерватории, Марина Волкова и Денис Отякшин (научный руководитель кандидат искусствоведения, профессор Горошко Н.Н.) увлечённо рассказали о художественно-образном содержании и драматургических особенностях вокальных циклов Д. Шостаковича «Из еврейской народной поэзии» и Г. Свиридова «Петербургские песни» на стихи А. Блока, соответственно. Выразительным акцентом в выступлениях ребят стал собственный исполнительский взгляд на обозначенные проблемы.

Вопросам фортепианного творчества уже признанных и только заявляющих о себе композиторов были посвящены два других сообщения. Так, Борис Красовский (ассистент-стажёр 1 года обучения, научный руководитель профессор МаГК Тетерин А. Л.) в своем докладе «Д. Шостакович. Прелюдия и фуга e-moll: особенности строения» попытался  обобщить полифонические особенности творчества композитора и представил детальный разбор одной из сложнейших фуг Мастера. Наряду с тонкостями строения малого цикла, докладчиком были отмечены основные исполнительские трудности, с которыми неизбежно сталкивается пианист в процессе выучивания данного сочинения.

Выступление Юлии Гиленко (магистрант 1 года обучения, научный руководитель профессор Трофимова Е. Н.), напротив, было посвящено творчеству южно-уральского композитора – Татьяны Шкербиной. Яркий, эмоциональный показ пьес фортепианного цикла «Детская музыка», аналогии и сравнения с уже ставшими классикой альбомами Р. Шумана и П. Чайковского, обеспечили Юлии увлечённую и завороженную аудиторию. Отметим и просветительскую миссию автора сообщения: знакомство с циклом Т. Шкербиной, возможно,  обогатит как педагогический, так и исполнительский репертуар пианистов.

В сообщении Маргариты Нестеровой (студентка 5 курса консерватории, научный руководитель кандидат искусствоведения, доцент МаГК Мушкина С. В.) были представлены стилевые особенности композиторского творчества Александра Цыганкова, тесно связанные и инициированные его исполнительским почерком. Интерес вызвала как сама тема, так и способность выступающей парировать вопросы из зала.

Особый интерес вызвало выступление Виктории Флягиной (студентки 3 курса хореографического отделения, научный руководитель преподаватель Король Ю. А.), показавшей возможность разных, а порой и парадоксальных трактовок образа Джульетты в балетных постановках XXI века. Видеоматериал, иллюстрировавший доклад, помог слушателям создать наиболее яркое впечатление о контрасте классического и современного подхода к созданию одного из самых тиражируемых образов в балете.

Валерия Головочесова (ассистент-стажёр 1 года обучения, научный руководитель кандидат искусствоведения, профессор Горошко Н.Н.) рассказала о менее известной стороне деятельности знаменитого пианиста-композитора XX века – Н.К. Метнера, тем самым «восстановив» недостающее звено в триаде «пианист-педагог-композитор». В ходе доклада слушатели познакомились с личностью Метнера-педагога, узнали об основных методах и  стиле его преподавания. Здесь же был представлен анализ книги «Повседневная работа пианиста и композитора».

Все доклады вызвали живой интерес слушателей. Молодые исследователи ответили на многочисленные вопросы, которые создали атмосферу творческой дискуссии и позволили наиболее полно раскрыть темы представленных сообщений.

Вела конференцию кандидат искусствоведения, доцент МаГК Елена Владимировна Тверитина, которая своими комментариями помогла выступавшим преодолеть волнение и способствовала созданию творческой, непринуждённой атмосферы.